Коротко, просто, без громких слов.
Будь то вечерний выход в бар или покупка чего-то новенького, мы любим тратить деньги хотя бы просто потому, что это делает нас чуточку счастливее. Кто-то скажет, но ведь «обновка», куда более безопасный способ поднять настроение в плохой день, чем другие способы, такие как изменения химического баланса, путем внешнего воздействия или экстрим. Верите или нет, терапия розничной торговли, на самом деле психологически выверенная штука – индивид склонен ощущать себя в лучшем мире через призму новых, красивых, популярных вещий. Покупка делает эти ощущения реальностью.
В какой-то степени, шопинг является вполне естественным и может быть даже здоровым поведением. Но когда шопинг превращается в болезнь, связанную с перерасходом денег, излишним захламлением своей жизни вещами и мыслями о них, то пора пересмотреть свой взгляд на мир. Однажды мы привыкаем быть просто пассивными потребителями, вместо того чтобы быть творческими людьми. Все дело в том, что купить всегда легче, чем придумать и сделать самому. А как часто мы слышим выражения типа: «Что ты паришься, сходи, купи новое». А без «нагрузки» творческая «мышца» начинала атрофироваться. И дело даже не всегда в том, что необходимо потратить время чтобы придумать и сделать что-то нужное для себя, дело в том, чтобы обдумать, а нужно ли это вам вообще.
Мы тратим деньги, чтобы взбодрить себя, чтобы вознаградить себя, чтобы чувствовать себя причастным к какой-то абстрактной моде, чтобы решить проблемы, чтобы поднять свой статус, и, чтобы просто развеселится. Неужели мы не способны, для решения этих задач, ни на что кроме покупок барахла? Нам привита культура, которая делает нас голодными до комфорта и развлечений, и готовыми много заплатить за это, и самое главное, смутно недовольными нашей жизнью, так что мы всегда будем желать вещи, которых мы не иметь. Мы покупаем столько потому, что всегда, кажется, что чего-то еще не хватает.
Помимо всего прочего, ритейлер агрессивно используют против наших кошельков весь имеющийся психологический арсенал, накопленный за многие годы исследований на нас же. Напомню, что в кошельке, хранится то, за что вы отдали свое время, здоровья и нервы – субстанции, которые уже невозможно выменять обратно. Мировые бренды не стали бы таковыми, только за счет продвижения реальных достоинств своей продукции, они сделали это путем создания культуры сотен миллионов людей, которые покупают намного больше, чем им нужно, пытаясь догнать вечно ускользающее счастье. Мы покупаем все новые и новые вещи пытаясь не отстать от моды, чтобы воплотить наши детские мечты о взрослой жизни о самовыражении себя в мир через вещи. Эта психологическая петля, является основной причинной покупки все новых и новых вещей, реальная польза от которых становится все меньше и меньше. Сколько всего, чего Вы не использовали в прошлом году, хранится у вас в подвале, гараже, шкафу?
И так, почему же мы жаждем обладать новым?
- И тут не обошлось без эволюции и приспособления. По большому счету, это хорошее качества, двигатель прогресса и развития. Но эволюция социума неизбежно приводит к тому, что хорошие качества человека начинают использоваться против него, если конечно на них можно заработать.
- Оптимизация. Как наш мозг стремится экономить ресурсы организма, так он и экономит, оптимизируя стратегию нашего поведения. Этот паттерн был хорош в «темные времена», но сейчас, точно так же, как благодаря нему человечество стремительно прибавляет в среднем весе, так и стремительно теряет навыки и таланты. Ведь куда проще взять готовую новую вещь или мысль, тем более что это непрерывно навязывают из всех щелей, чем создать, что-то самому
- Еще одно свойство человека — это чувство соперничество, тоже в общем не плохое, но с учетом всех вышеперечисленных моментов, оно направлено против самого носителя, уничтожая, перемалывая сознание.
- Обладание статусом. Статус, который можно выразить через вещи, не являющиеся реальными достоинствами. Природа этого явления одна из самых базовых – это инстинкт размножения. И что поделать, если человек растерял все прочие качества, и ему больше не остается ничего, как привлекать партнёра яркими или статусными вещами, иногда даже приобретенными в долг.
- Самовыражение. Это потребность интеллектуального существа, однако, если существо не обладает никакими «продаваемо-покупаемые» качествами, ему не остается ничего большего, чем самовыражаться через вещи. Маркетинг не дремлет и скоренько попытается продать нам то, как мы думаем, что будем выглядеть для других. Однако не забывайте, как бы не навязывали единые стандарты «лучшего мира», все равно у каждого глубоко в душе этот мир свой, иначе не было бы такого разнообразия купленных масок. А самое главное, всем глубоко плевать друг на друга, мы заняты созданием и обслуживанием своего образа и нам нет дело до других.